Интервью с Вадимом Быдзаном

Вадим Быдзан, президент Гильдии рекламных фотографов.

— Расскажите, пожалуйста, про изменение концепции фестиваля. Почему в названии теперь нет слова «рекламная»? Что такое «профессиональная фотография»?

— На самом деле, это игра слов. Реклама — это ведь и есть профессиональная фотография.

— Не совсем так. Ведь понятие «профессиональная» — намного шире.

— Специально никто концепцию не менял. Просто меняется жизнь. В 1996 году первый фестиваль имел формат представления рекламных фотографов перед заказчиками, и заказчики (представители рекламных агентств, дизайн-студий, рекламных отделов каких-то компаний) ходили по выставке и записывали фамилии понравившихся фотографов. Тогда фестиваль был чуть ли не единственным источником соответствующей информации.

Постепенно — в первую очередь, с появлением интернета — найти фотографа для выполнения какого-то заказа стало несравненно проще. Это можно сделать на сайте Гильдии рекламных фотографов, на личных сайтах фотографов, которых огромное количество. И представлять здесь работы, которые дублируют билборды, висящие по всему городу, или те рекламные полосы, которые в несметных количествах есть в любом журнале, глянцевом и не очень, было бы неинтересным не только зрителям, которые приходят на это смотреть, но и фотографам, которые хотят показать все-таки творческую часть.

Это произошло не именно в этом году, это был постепенный переход. Здесь представлены снимки, которые да, могут быть использованы в рекламе или и были использованы в рекламе. Но если убрать из них логотипы и прочие рекламные надписи, то они остаются самоценными фотографиями.

— То есть концепция все-таки поменялась — пусть и сама собой?

— Да, конечно. Нам стало важным показать творческий потенциал фотографов, которые зарабатывают рекламной, коммерческой фотографией. Здесь есть и путаница в терминах — потому что в Америке под «рекламной» всегда понималась «фотография для рекламного объявления». У нас это понятие изначально было шире.

— Я смотрю, на выставке очень много пейзажей. Не перебор?

— С одной стороны, так. С другой стороны, люди, снимающие пейзажи — это, наверное, подавляющее большинство вообще людей, которые держат в руках фотокамеру. Хотя бы раз, в зарубежной поездке, на память. Профессиональные пейзажи, наверное, отличаются тем, что в силу определенного технического уровня, понимания того, что востребовано на рынке, эти пейзажи могут использоваться в коммерческих целях — как то: корпоративные календари или реклама туристических компаний или даже банков и страховых компаний. Все это имеет отношение к рекламной фотографии.

— А вам не кажется, что идея фестиваля и конкурса таким образом размывается?

— Ну, вот поэтому фестиваль и перестал называться «фестивалем рекламной фотографии» и стал называться «фестивалем профессиональной фотографии». Здесь уже, наверное, меньше вызывает вопросов присутствие фотографии пейзажной, творческой, которая все равно используется в коммерческих целях. У нас рекламная фотография больше все-таки подразумевает изображение бутылки пива на соответствующем билборде или ювелирных изделий в соответствующем каталоге или на страницах журнала. Это во всем мире фотографии, которые можно назвать концептуальными или в просторечии абстрактными, тоже активно используются в рекламе.

— Вот это и есть, на мой взгляд, одна из самых важных проблем! Очень видно отличие — даже если взять участников этой выставки.

— Зарубежных?

— Да. Почему у нас как-то все излишне «в лоб»? Как вы вообще оцениваете уровень российской рекламной фотографии? Потому что вроде бы у нас все развивается — а результаты этого развития не очень видны.

— «В лоб» — наверное, все-таки дело в востребованости.

— То есть это идет, скорее, от заказчиков? Или от аудитории?

— От заказчика. От аудитории...

— Иными словами, у нас не поймут, если делать более, как вы говорите, абстрактную рекламную фотографию?

— Отчасти не поймут, отчасти боятся промахнуться. В свое время ведь был у нас в стране опыт — правда, не столько в фотографической рекламе, сколько в телевизионной. Лет 10-15 назад, когда она только зарождалась, было очень много роликов с претензией на высокую художественность. Только по просмотру этого ролика всегда возникал вопрос — а что, собственно, хотели отрекламировать? Это была другая крайность.

— Но развитие в отечественной рекламной фотографии все-таки идет не то, чтобы семимильными шагами? Есть какое-то — совершенно явно — «зависание»?

— С одной стороны. С другой стороны, с точки зрения творческой фотографии, представленной на выставке, развитие, я считаю, идет. А с точки зрения коммерческого рынка — ну да, все опопсовано.

— А какими бы вы видели дальнейшие перспективы развития?

— Развитие фестиваля или развитие коммерческой фотографии?

— Наверное, это связано?

— Думаю, на фестивале надо, в первую очередь, чтобы фотографий — хороших и разных, но в первую очередь хороших — было больше и больше авторов. Здесь мы упираемся в прагматические моменты — потому что на данной выставке представлено, к примеру, порядка 150 работ. Все-таки фестиваль начинался и проводится Гильдией рекламных фотографов, поэтому значительная часть участников — подавляющая, наверное, включая иностранцев — это члены Гильдии.

— Уточните, пожалуйста, сейчас вы выставляете все, что они вам дают на конкурс, без предварительного отбора?

— Да. Этот зал имеет порядка 700 квадратных метров. Здесь можно развесить, допустим, по 5 работ от автора, 30 человек или 40. А где мы можем повесить 400 работ? Потому что у нас за исключением ЦДХ, который имеет много бюрократических проблем, следующим этапом будет либо Крокус-экспо, либо...

— Манеж?

— Манеж... Большой зал Манежа — слишком велик. И он расписан на 3 года вперед. В общем, на мой взгляд, фестиваль надо расширять количеством.

— А качеством?

— Количеством и, естественно, качеством. Но если будет возможность представить больше участников, больше разных жанров — это изменит и концепцию. Тогда изменится, наверное, и «представленность» жанров. То есть более широкий охват, современный срез.

— Вы будете в этом направлении развиваться?

— Да-да, но ни в коем случае не за счет просто массовости. Можно, в конце концов, объявить всероссийский конкурс, собрать 10 тысяч работ и даже здесь вывесить тысячу. Но в чем будет смысл такого мероприятия? А вот в направлении привлечения фотографов, работающих успешно в разных жанрах профессиональной фотографии и, может быть, не являющихся членами Гильдии или не занимающихся только рекламной фотографией — мы и будем работать.

То есть мы изменим, во-первых, количество, во-вторых, состав участников. У нас, допустим, есть хорошие контакты на Украине — Гильдия является одним из соорганизаторов Киевской фотоярмарки. Там есть очень интересные фотографы, другого плана рекламная фотография — с ними можно работать. Здесь тоже есть ряд авторов. Просто нужны большие площади.

— А как насчет самой идеологии? Вы ее как-то прорабатываете? Просто, на мой взгляд, вы можете пассивно следовать за изменениями, отражая их, так сказать, регистрируя — а можете ситуацию, саму рекламную фотографию развивать. Быть мероприятием, которое подводит некий итог и закладывает перспективы развития. Вы не хотите ставить перед собой более важные, цельные, культуртрегерские, если хотите, задачи?

— Ставятся такие задачи! Поэтому я и говорю, расширение состава участников — наверное, задача, которая уже сейчас видна к следующему фестивалю.

— Может, их мотивировать как-то?

— Тут еще много организационных моментов. В силу ряда оргпричин — не всегда удается, к примеру, определить точные сроки проведения — допустим, за год до следующего фестиваля.

— Так как вы все-таки оцениваете уровень нашей рекламной фотографии, куда бы она могла двигаться дальше? Насколько вообще свободен рекламный фотограф в своей работе?

— На самом деле, некоторые проблемы не имеют никакого отношения к фотографии как таковой. Рекламные кампании планируются в агентствах. Причем чем крупнее рекламное агентство, чем больше бюджет на ту или иную рекламную кампанию, тем меньше вообще простора для творчества. Потому что историй, когда некая фирма обращается к фотографу и говорит «сделайте нам красиво, творите и т. д.», становится все меньше и меньше с укрупнением рынка. Маленьких фирм становится все меньше.

Сейчас рынок рекламной фотографии все больше подчиняется конвейерному процессу. Есть, допустим, рекламное агентство А — сетевое, международное, ведущее кампанию брэнда Б во всем мире. Соответственно, дальше в многочисленных инстанциях утверждается каждый блик, каждый звук, каждый оттенок... И вот появляются на свет эти выхолощенные изображения, которые висят во всех странах, только с нашей адаптацией.

— А зачем они тогда зовут фотографа «с именем»? Чтобы сделал просто по лекалу? На западе-то все-таки не так. Или не во всех случаях так.

— Отчасти. Ну вот допустим, мы берем бутылку пива — изображение, которое довольно часто используется в рекламе. Да, могут быть творческие изыски. Но еще есть ведь и техническое мастерство! Ведь многие из фотографов даже высокого уровня, не снимающие бутылки — десятки таких примеров, называть не буду — просто не смогут это сделать по тому техническому заданию, которое дает заказчик. Бутылка должна светиться определенным светом, капельки должны лежать с определенным расстоянием, размером, ракурсом, блик сбоку, справа и слева, должен иметь определенный размер — и это подчас сделать сложнее, чем творческую, художественную работу. Потому что здесь идет в миниатюре история о том, как сконструировать самолет. Вокруг этой бутылки должен стоять десяток источников света; отражателей, экранов и прочих дополнительных приспособлений, позволяющих создавать цветовой рисунок — еще два десятка. И работа над этой бутылкой пива может вестись с раннего утра до позднего вечера.

Или с автомобилем, допустим, который имеет цвет серебристый металлик — этого цвета очень трудно добиться. Понятно, что для неспециалистов не видна разница. Но с точки зрения крупного рекламного агентства, профессионализм крайне важен. Я больше скажу. Чаще ведь изначально стоит задача снять для одной картинки 10 или 20 разных предметов, чтобы потом уже дизайнер мог бы их использовать. Потому что это технологический процесс — и за ним стоят большие деньги. И соответственно проведя съемку и первоначально имея какие-то утвержденные положения, если в рекламной кампании возникают изменения, переснимать сложно и дорого. Лучше иметь 10 отдельных предметов наготове, их можно потом смонтировать.

— А кто сказал, что для нашей аудитории нужно делать именно так? Что, один миллиметр сдвинь — и не будет реклама воздействовать? Почему фотографам нельзя дать все-таки некоторую свободу?

— Двоякая история. Во-первых, если картинка предназначена, к примеру, для билборда, она должна читаться за 5 секунд. Это закон рекламы — но это понятно. Второй момент — как я уже сказал, довольно большая цепочка участников кампании. Потому что это действительно большие деньги. Соответственно, в самом агентстве ни один и ни два и ни три человека, в рекламном отделе ни один и ни два и ни три человека, много народу в офисах за пределами России — потому что самую большую рекламу заказывают, как правило, транснациональные агентства и соответственно бренды. Так что меньше отклонений от заданной программы — меньше риска, что на каком-то этапе возникнет еще один человек, обладающий весомым правом подписи и скажет «а мне это не нравится!» Потому что все креативное — оно спорно, имеет совершенно противоположные оттенки. От бурного одобрения до полного неприятия.

— Получается какой-то замкнутый круг?

— Да.

— И его не разорвать?

— Очень трудно.

— То есть на данном фестивале рекламные фотографы фактически попросту показали, что они умеют делать не только рекламу — а другая задача не ставилась?

— Да. Есть творчество, а зарабатывать тоже нужно — и это совершенно нормальное соотношение. Как музыканты 80-х. Когда зарождался русский рок, они играли интересную музыку и работали какими-нибудь кочегарами. У фотографа тоже есть возможность разделить свою работу — здесь я работаю для денег, а здесь я работаю для себя. Это тоже интересный вариант. И подводя итог нашему сегодняшнему разговору, именно эту историю и показывает фестиваль. Люди могут снимать фрагменты композиций, которые висят на билборде и даже их имена там не подписаны, а одновременно делать и какие-то свои работы. Иногда получается это совместить, иногда нет. Наверное, это совершено естественный процесс. Если человек хочет творить, он все равно найдет эти способы — независимо от того, что ему заказывают.

Виктория Мусвик