«Сам себе директор, сам себе работник»: Вадим Быдзан

Вадим Быдзан профессионально занимается фотографией с 1985 года. C 2002 года президент Гильдии рекламных фотографов. Победитель конкурса «Рекламная фотография года» в номинации «Товары для дома и офиса» на VIII Московском Международном Фестивале Рекламы. Победитель фестиваля рекламной фотографии «Мастер 99» , «Мастер 2000», «Мастер 2001».

В моей трудовой книжке есть запись — фотограф. Тогда я работал в институте Курчатова. Мне выдали три фотоаппарата «Киев», которые стоили 900 р. при средней зарплате в 120, и ломались, как все советское — стабильно. Курчатовский институт был богат: пленка рулонами, хим. реактивы тоннами. Хотя никто этого не считал, живиться было особенно нечем: качество было не лучшее.

Рекламной фотографией занялся с окончанием советской эпохи. (Вообще понятие рекламной фотографии в России так же размыто, как рок или поп-музыка.) А привлекла она меня несколькими аспектами. Во-первых, отсутствием излишней беготни; во-вторых, как ни странно, творческой составляющей. Это особенное сочетание креативного и технического творчества. Иногда, в зависимости от рекламного проекта, на первое место место выходит креатив, но планка технического мастерства в рекламной фотографии должна всегда оставаться на высочайшем уровне. В репортаже главное протиснуться и успеть щелкнуть затвором, в рекламной съемке такой подход не годится: нужно все выверять, высчитывать, продумывать.

Вообще, рекламный фотограф — сам себе директор и сам себе работник, сам себе бухгалтер — и сам во всем виноват. Еще фотограф должен быть психологом и обладать даром убеждения. Нужно обладать хорошими дипломатическими способностями, чтобы ненавязчиво подвести заказчика к нужному решению на стадии утверждения зскизов и в последующей работе. Тогда будет гораздо больше шансов не снимать то, что не нравиться. Никогда нельзя допускать столкновения личных амбиций в общении с партнерами!

Как правило у фотографа есть своя команда: визажисты, дизайнеры, стилисты. Но обычно это люди, работающие самостоятельно и приглашаемые под конкретные проекты.

Рекламные фотографы в нашей стране обычно занимаются съемкой разных направлений. Если же фотограф решил специализироваться на чем-то одном, то должен делать это лучше всех.

Профессиональное мастерство — основное отличие фотографа рекламы. Он должен четко представлять себе цель и результат своей работы. Не всегда у фотографа есть право на творческий эксперимент (как в съемке календарей, например), нужно четко выполнять поставленную задачу. Ведь речь идет не просто о кадре. Солидные средства будут вложены в размещение, миллионы людей увидят это изображение, и оно должно работать и приносить заказчику прибыль. Самое сложное — это именно съемка по точному эскизу из агентства.

Я стараюсь браться за те работы, которые не противоречат моему видению предмета. Например, мне не хочется снимать ювелирные украшения или другие предметы в безумном обрамлении вещами, которые рядом в жизни никогда не окажутся. Предпочитаю минимализм и лаконичность. Не люблю сумбурные кадры. Такие кадры режут глаз, их неприятно снимать.

Есть люди, которые годами снимают одно и то же: автомобили, мебель, продукты. Мне больше нравится разнообразие, хотя тяготею в основном к студийной работе. Главное, чтобы в картинке не было противоречий, чтобы она была гармоничной.

 


Реклама мяса, с куклой.

 


Самый простой способ проверить ценность картинки — это убрать все логотипы. Этот кадр, сделанный для рекламной кампании полиграфической фирмы и выходивший в виде календаря, попадался мне в оформлении интерьеров телесериалов.

 


До сих пор помню, как мы смешивали воду со специальной вязкой жидкостью, чтобы получить такие струи. На съемке не было ни капли спиртного!

Александра Полюшкова